Samara Time
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Минералка,крекинг ,гидрокренинг , ПАО (полиальфаолефины ) ,Эстеры и вокруг этого.

Перейти вниз

Минералка,крекинг ,гидрокренинг , ПАО (полиальфаолефины ) ,Эстеры и вокруг этого. Empty Минералка,крекинг ,гидрокренинг , ПАО (полиальфаолефины ) ,Эстеры и вокруг этого.

Сообщение автор Tim Чт Фев 20, 2014 5:38 am

Когда слышу фразу - это масло не чисто синтетическое ,это кряк откровенно говоря корежит от безграмотности данной постановки фразы.  Хотя возможно все умышленно упрощается для облегчения понимания в массах.
Но тем не менее...
Как не странно в этой же плоскости (тут практически полностью подтвердилась моя догадка ) лежит и извечная тема бодяженых, поддельных и пр. якобы "некачественных"  масел.
Сразу скажу что тут мы попадаемся на вбитой нам в голову идеализации импортных производителей как таковых и рефлекторно (слово ГОСТ мы переносим и на них) уверены что такого понятия как ТУ (Технологические условия) во всем широком понимании этой абревиатуры у них нет и просто быть не может,а это ,мягко говоря, не так .

Будучи геологом , пусть и не по нефти и газу (в геологии это отдельная ветвь ,свои институты и т.д, четко понимаю некоторые важные аспекты полезных ископаемых как таковых (исходные свойства минерального сырья) а они одинаковы по принципам у всех полезных ископаемых.
По вопросам технологии переработки обращался непосредственно к людям которые работают в этой сфере и они блестяще подтвердили ход моих мыслей и подкинули и материалы и источники для написания данной темы.

Придется начинать от печки иначе будет тяжело.
И печка эта находится даже не на перерабатывающих предприятиях а на месторождениях и колхозных полях .

Нефть

Характеристики нефти, добываемой на разных месторождениях, могут отличаться в очень сильном диапазоне.
Обычно нефть описывается как вязкая, маслянистая жидкость черного цвета, но это определение не всегда верно. Цвет нефти может отличаться от черного - она бывает светло-коричневой, иногда даже почти прозрачной. Вязкость и температура плавления также изменяются в широких пределах - некоторые сорта остаются жидкими на сибирских морозах, другие же твердеют при летней температуре воздуха в средней полосе.

По плотности нефть подразделяется на легкие и тяжелые сорта. Наибольшей ценой обладают лёгкие светлые нефтепродукты, такие как бензин, авиакеросин, дизтопливо. Тёмные нефтепродукты (мазут, печное топливо) иногда стоят дешевле сырой нефти. Заводы по переработке нефти стараются произвести как можно больше дорогостоящих светлых нефтепродуктов и сократить выпуск тёмных.
При поступлении на завод нефть подвергается первичной перегонке, в ходе которой исходное сырьё разделяется на фракции, отличающиеся температурой кипения.
Нефть низкой плотности (лёгкая нефть) при первичной перегонке даёт больший выход светлых фракций, поэтому такие сорта нефти ценятся выше. Доля светлых нефтепродуктов в ассортименте выпускаемой продукции зависит не только от характеристик сырья, но и от уровня технического оснащения завода по переработке нефти.
Современные НПЗ, оснащённые оборудованием для глубокой нефтепереработки, добиваются очень высокого выхода светлых нефтепродуктов даже из тяжёлой нефти. Это становится возможным за счёт применения так называемых деструктивных процессов, в первую очередь каталитического крекинга и гидрокрекинга. Тёмные фракции в результате крекинг-процессов преобразуются в светлые, что позволяет использовать их для производства бензина и дизтоплива. Тем не менее, современные технологии не отменяют преимущество лёгких сортов нефти, поскольку использование дополнительных процессов при нефтепереработке неизбежно увеличивает стоимость полученных нефтепродуктов.

По так называемой "серности" нефть подразделяется на сернистую и малосернистую. В состав черного золота входят различные соединения серы, доля которых может находится в пределах от долей процента до нескольких процентов. Сорта, содержащие менее 0,5% серы, называются малосернистыми (сладкими, sweet), более 2,0-2,5% серы - высокосернистыми (кислыми, sour).

Соединения серы наносят серьёзный вред природной среде, кроме того, они нарушают работу каталитических систем нейтрализации выхлопных газов, устанавливаемых на современных автомобилях.
Требования к содержанию серы втопливе становятся всё более жёсткими. Всего несколько лет назад широко применялось дизтопливо, содержащее 0,3-0,5% серы, а сейчас счёт ведётся на сотые доли процента. Принятый в Европе стандарт "Евро-5" ограничивает содержание серы в дизтопливе уровнем 0,001%. Аналогичные требования предъявляет к топливу класса 5 российский Технический регламент.


Сорта нефти - это вызванное неоднородностью качества сырой нефти деление на сорта. Введение сортности необходимо в связи с разностью состава (содержания серы, различного содержания групп алканов, наличия примесей) в зависимости от месторождения. Стандартом для цен служит нефть сорта «брент».
Чтобы упростить экспорт были придуманы некие стандартные сорта нефти, связанные либо с основным месторождением, либо с группой месторождений. Для Российской Федерации это тяжелая Urals и легкая нефть Siberian Light. В Англии - Brent, в Норвегии - Statfjord, в Ираке - Kirkuk, в США - Light Sweet и WTI. Часто бывает, что странапроизводит два сорта нефти - лёгкую и тяжёлую. Например в Иране это Iran Light и Iran Heavy.

Маркерным стандартом для международных рынков черного золота служит нефть сортов Brent, WTI и Light Sweet. Для упрощенияэкспортирования используется разделение на легкие и тяжелые сорта.

В последнее время в Российской Федерации предпринят ряд шагов для того, чтобы повысить качество нефти сорта  Urals путём исключения из неё высокосернистой татарстанской нефти.

Строго говоря, нефть из каждого месторождения можно считать отдельным сортом. Для упорядочивания нефтяной биржевой торговли используются "собирательные" марки для сырья, обладающего сходными свойствами

Добываемая на том или ином месторождении нефть, безусловно, отличается от эталона и от величины этого отличия зависит ее цена.

Каждая марка нефти фактически представляет собой смесь из разных месторождений, уже введенных в эксплуатацию и параметры колеблются в широких пределах но в пределах допуска марки.

Но общая тенденция такова -чем тяжелее нефть  (чем больше в ней парафинов,битуминозных фракций ) ,помимо серы,тем она дешевле.
................................................................

Нефтяные газы – бутилен и этилен .Этиленовые углеводороды ,группа Алкены.

Этилен (этен) Н2С==CН2 - газ без цвета и запаха, мало растворимый в воде. Как и метан, с воздухом образует взрывоопасные смеси. Широко используется для получения различных органических веществ: этилового спирта, стирола, галогенопроизводных, полиэтилена, оксида этилена и др.

Бутилены (бутен-1 и бутен-2), изобутилен (3-метилпропен-1) C4H8. Бутен-1 применяется для получения дивинила и изооктана, а бутен-2 — в качестве среды при полимеризации дивинила. Из изобутилена получают изооктан, изопропен и полиизобутилен.

Следует отметить, что алкены широко используются в качестве мономеров для получения многих высокомолекулярных соединений (полимеров).


В природе этиленовые углеводороды (олефины; алкены) встречаются довольно редко. Иногда низшие олефины в небольших количествах растворены в нефти и входят в состав попутного нефтяного газа. Лишь в некоторых месторождениях нефть содержит значительные количества высших олефинов (например, канадская нефть). Довольно много этиленовых углеводородов получается при крекинге и пиролизе углеводородов нефти и содержатся в крекинг-бензинах. Важным источником этилена, пропилена и бутиленов служат получающиеся при этом газы (газы крекинга).

В природе алкены  в чистом виде встречаются редко. Обычно газообразные алкены (этилен, пропилен, бутилены) выделяют из газов нефтепереработки (при крекинге) или попутных газов, а также из газов коксования угля. В промышленности алкены получают дегидрированием алканов в присутствии катализатора.

...................................................................

Растительные масла

Продсолнечное ,рапсовое,оливковое даже кокосовое.

Откуда ОНИ берутся понятно из их названий.
.....................................................................

Вторичные продукты крекинга \гидрокрекинга
.....................................................................



В следующем посте я объясню к чему такая длительная экскурсия по различным веществам .


Последний раз редактировалось: Tim (Пт Фев 21, 2014 11:34 am), всего редактировалось 3 раз(а)
Tim
Tim
Admin

Сообщения : 1882
Дата регистрации : 2014-01-03
Возраст : 53
Откуда : Малороссия ,Мариуполь

https://samara-time.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Минералка,крекинг ,гидрокренинг , ПАО (полиальфаолефины ) ,Эстеры и вокруг этого. Empty Re: Минералка,крекинг ,гидрокренинг , ПАО (полиальфаолефины ) ,Эстеры и вокруг этого.

Сообщение автор Tim Пт Фев 21, 2014 10:19 am

В первом посте я описал сырье из которого изготавливаются моторные масла точнее ИХ БАЗЫ.
В этом опишу каким образом их изготавливают.

Селективная обработка -метод очистки и депарафинизации различными растворителями  .Сейчас практически не применяется в виду выработки месторождений малобитуминозных (прозрачных) нефтей.
Хотя возможны и другие причины кроме этой.

Крекинговая обработка -Кре́кинг (англ. cracking, расщепление) — высокотемпературная переработка нефти и её фракций с целью получения, как правило, продуктов меньшей молекулярной массы — моторных топлив, смазочных масел и т. п., а также сырья для химической и нефтехимической промышленности.
Крекинг проводят нагреванием нефтяного сырья или одновременным воздействием на него высокой температуры и катализаторов.
• В первом случае процесс применяют для получения бензинов (низкооктановые компоненты автомобильных топлив) игазойлевых (компоненты флотских мазутов, газотурбинных и печных топлив) фракций, высокоароматизированного нефтяного сырья в производстве технического углерода (сажи), а также альфа-олефинов (термический крекинг); котельных, а также автомобильных и дизельных топлив (висбрекинг); нефтяного кокса, а также углеводородных газов, бензинов и керосино-газойлевых фракций; этилена, пропилена, а также ароматических углеводородов (пиролиз нефтяного сырья).
• Во втором случае процесс используют для получения базовых компонентов высокооктановых бензинов, газойлей, углеводородных газов (каталитический крекинг); бензиновых фракций, реактивных и дизельных топлив, нефтяных масел, а также сырья для процессов пиролиза нефтяных фракций и каталитического риформинга (гидрокрекинг).

Гидрокрекинговая обработка - Гидрокрекинг (hidros-водород) — один из видов крекинга, переработка высококипящих нефтяных фракций, мазута, вакуумного газойля или деасфальтизата для получения бензина, дизельного и реактивного топлива, смазочных масел, сырья для каталитического крекинга и др. Проводят воздействием водорода при 330—450°С и давлении 5-30 МПа в присутствии никель-молибденовых катализаторов.
В процессе гидрокрекинга происходят следующие превращения:
1. Гидроочистка — из сырья удаляются сера-азотсодержащие соединения; 2. Расщепление тяжелых молекул углеводорода на более мелкие; 3. Насыщение водородом непредельных углеводородов.

PAO( полиальфаолефины) - это углеводороды с длиной цепочки порядка 10…12 атомов .Получают  путем полимеризации нефтяных газов и вторичных продуктов крекинга \гидрокрекинга  .
Более точное вкратце описание на общепонятном языке - 2 стадии сложных химических превращений при определенных условиях (давление, температура, кратность и время циркуляции) в специальных реакторах с использованием катализатора.

Эстеры -  сложные эфиры – продукты нейтрализации карбоновых кислот растительных масел и вторичных продуктов крекинга \гидрокрекинга спиртами.
Более точного описания технологии на удобоваримом языке не нашел.

И так , что мы имеем - минеральное (нефть ,газ) и растительное сырье разной степени обработки превращается в основу моторных масел. В последних двух случаях ,правда , достаточно серьезной обработки.
...........................................................................


Последний раз редактировалось: Tim (Пт Фев 21, 2014 11:45 am), всего редактировалось 3 раз(а)
Tim
Tim
Admin

Сообщения : 1882
Дата регистрации : 2014-01-03
Возраст : 53
Откуда : Малороссия ,Мариуполь

https://samara-time.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Минералка,крекинг ,гидрокренинг , ПАО (полиальфаолефины ) ,Эстеры и вокруг этого. Empty Re: Минералка,крекинг ,гидрокренинг , ПАО (полиальфаолефины ) ,Эстеры и вокруг этого.

Сообщение автор Tim Пт Фев 21, 2014 11:33 am


Теперь поговорим о том ЧТО собственно мы получаем спокойно ,без участия продавцов \менеджеров и вездесущей рекламы.

Мы имеем три группы масел:
1.Нефтяные основы (в народе минеральные)
2.Газовые основы (в народе синтетика)
3.Растительные основы.

Полусинтетика исключительно торговый ход ..ну нельзя быть чуть чуть мертвым или слегка беременной.

Итак пошагово о каждом типе основ.

Казалось бы что говорить о маслах с нефтяной основой ?
Но кто таки внимательно прочитал первый пост с описанием нефти уже наверно понимает что сказать есть что и сказать много. И несмотря на далеко не полный перечень всех видов и сортов нефти уже понятно что если тот же ZIC закупает постоянно определенный сорт(определеннопостоянное колличество тяжелых фракций, серы и пр.+ варьирование внутри сорта) у одного и  того же поставщика (а это в большинстве случаев в мире как любовь на всю жизнь, хотя исключения все же бывают  хоть и редко) ,да еще и что бы сократить расходы на гидрокрекинге сделает его с не полным циклом (а с них станется в условиях кризиса и постоянной жаждой денег и требованиям к снижению себестоимости )   то мы и получим запарифинивающиеся поголовно на морозе ВСЕ масла ZIC этой группы и абсолютно не важно ЧТО написано на канистре минералка или П/С а то и синтетика (в это м случае это вообще откровенная ложь почему мы теперь понимаем).
.................................................
Масла на Газовой основе GTO (Gas-To-Oil) ВОТ ТАК ПРАВИЛЬНО ЗВУЧИТ то что называют "синтетикой" и GTL (Gas-To-Liquid)
Для справки :
И PAO масла (GTO), и GTL-масла появились ещё в Третьем Рейхе, да и в послевоенном СССР GTO\GTL масла  выпускались как спецпродукт.
Температура застывания GTO основы ......-75 С
О GTL маслах известно мало так как их производство будет рентабельно только после стабильного удорожания нефти хотя бы до 100$/баррель.
На данный момент есть только у Shell (под американским брендом Pennzoil) с недавним запуском завода GTL Shell в Катаре (www.shell.com.ru/home/con…ness_tpkg/pearl/overview/ )


Плюсы и минусы
баз на нефтяной основе :


Плюсы :Смазывающие способности на 4 по пятибальной шкале,Нулевая гигроскопичность, Цена.

Минусы: Неспособность работы при экстремально низких и высоких температурах,Неспособность долго работать без изменения свойств базового масла, Испаряемость,Нет способности не стекать со стенок в картер .

баз на газовой основе. GTO (ПАО)

Плюсы :Способность работы при экстремально низких и высоких температурах,Способность долго работать без изменения свойств базового масла,Слабогигроскопичны,нулевая испаряемость.

Минусы :Низкая смазывающая способностью,Нет способности не стекать со стенок в картер, Худшая, по сравнению с нефтяными маслами, растворяющую способность по отношению к некоторым типам присадок, Плохая совместимость с эластомерами (вызывают усадку резиновых уплотнений с потерей их эластичности),Цена

баз на растительной основе (Естеры)

Плюсы:Смазывающие способности,Способность работы при экстремально низких и высоких температурах,Нулевая испаряемость,Полярность-способность не стекать со стенок в картер.

Минусы:Полярность- межслойное трение полярных масел ухудшает топливную экономичность,склонны к гидролизу (разложению в присутствии воды),ОЧЕНЬ СРЕДНЯЯ способность долго работать без изменения свойств базового масла,Плохая совместимость с эластомерами (вызывают усадку резиновых уплотнений с потерей их эластичности),Цена.


В приведенных выше сравнительных примерах я умышленно в базах на нефтяной основе привел ТОЛЬКО характеристики масел полученных классическим крекингом что бы разница с GTO была более очевидна.
А теперь сравним все уже с ними.

База на нефтяной основе ГИДРОКРЕКИНГ.

Плюсы: Хорошие смазывающие способности 4 из 5-ти,Способность работы при экстремально низких и высоких температурах 4 из 5ти, По долгоживучести превосходят обычные крекинговые но уступают газовым,Цена
Минусы : Нет способности не стекать со стенок в картер,Слабая но все же есть испаряемость.

Внимательно прочитав сравнения становится понятно что В ЧИСТОМ виде основа GTO НЕВОЗМОЖНА.
Что в общем то и подтверждается серьезными изданиями по теории масел.
"Большинство современных масел основано на смеси нескольких групп базовых масел и пакетов присадок, что позволяет сгладить недостатки отдельных групп базовых масел"

Таким образом надпись НА ЛЮБОЙ КАНИСТРЕ \бочке и т.д Синтетика заведомо ложна.

ВСЕ современные масла делаются на НЕФТЯНОЙ БАЗЕ  крекинговой или гидрокрекинговой  переработки.
А вот дальше начинаются нюансы зависящие исключительно от честности и жадности производителя.Какую нефть и у кого закупает полного или не полного цикла крекинги,качество катализаторови т.д и тп. ......

Например, если такие масла как Кастрол, Мобил, Мотюль, Ликви Моли, Шелл и т.п. экономят на присадках, на качественных загустителях, ПАО, эстерах, не добавляют модификаторов при этом цены на них откровенно завышены… То есть такие масла, которые имея цену в два раза ниже, при этом база у них дороже, минимум загустителей, процент ПАО и эстеров высокий, щелочное повышена дорогим способом, модификаторов трения не пожалели, так сказать бьют по воробьям из всех пушек. И ТАКИЕ масла скорее имиджевые и со временем, видимо, утратят свои супер способности, когда наберут достаточно рекламы и покупателей.
Также, на рынке, очень много недобросовестных разрекламированных производителей, которые обычные даже не гиддрогрекинговые основы выдают как GTO и продают по цене ПАО, это касается и Мотюлей и Ликви Молей и Мобилов. Как говорилось выше, GTO в чистом виде не будет иметь достаточно положительных сторон без крекинговой основы. Но чем больше процент синтетики (обычно не более 50% по анализам), тем масло более стабильнее и сильнее. Кстати, Мотюль, в последнее время, сильно экономит в добавках в масла, а продает по более завышенной цене. Обычный маркетинг. Также, сейчас поступают такие автопроизводители как Форд, БМВ и Мерседес. Сделают себе имя (бренд) хорошими моделями, потом начинают выпускать откровенную халтуру по завышенной цене…

О GTL пока известно :
Массово появились только у Shell (под американским брендом Pennzoil) с недавним запуском завода GTL Shell в Катаре (www.shell.com.ru/home/con…ness_tpkg/pearl/overview/ )

Стабильно отличные свойства GTL-масел:
— Отличные смазывающие свойства
— отличные температурные свойства, температура застывания менее -50
— низкая окисляемость
— низкая гигроскопичность
— неполярно
— низкая испаряемость (Noack менее 6 !)
— средняя цена.
Формально GTL-относятся к группе гидрокрекинговых, но не имеют недостатков этих масел по температурным свойствами, окисляемости, испаряемости.
Таким образом, GTL-почти идеальное базовое масло, в отличие от однобоких PAO и эстеров, а отсутствие полярности исправляется небольшой добавкой в GTL эстеров(всё реже) или алкилированных нафталинов (всё чаще, например в Pennzoil Ultra API SN).

И еще один претендент на "масло будущего"

Диэфиры (diesters) получают при взаимодействии двухосновных кислот с одноатомными спиртами или одноосновных кислот с многоатомными спиртами. Диэфиры имеют более разнообразную структуру, чем ПАО.

-Они обладают хорошей смешиваемостью с минеральными маслами.
-В сравнении с минеральными, масла на базе диэфиров обладают более высокими индексами вязкости и термостабильностью, более низкими температурами застывания, меньшей летучестью и огнеопасностью. -Высокая растворяющая способность позволяет растворять лаки и шлам, поддерживая чистоту деталей двигателя. На практике, диэфирные масла способны удалять в двигателе отложения, образовавшиеся в результате использования других масел.

Недостатком диэфирных синтетических масел является их повышенная агрессивность в отношении натуральных и синтетических резинотехнических изделий. Они вызывают набухание и размягчение резиновых прокладок, сальников и т. п. По этой причине их следует использовать с химически инертными уплотнительными материалами.

Tim
Tim
Admin

Сообщения : 1882
Дата регистрации : 2014-01-03
Возраст : 53
Откуда : Малороссия ,Мариуполь

https://samara-time.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения